Шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге: характеристики
Понедельник, 28 сентябряNews Saint-Petersburg

Питерское Адмиралтейство и его загадки

Главное Адмиралтейство, расположенное на живописной набережной реки Невы, — это комплекс строений первой верфи Санкт-Петербурга. Сейчас здание является достопримечательностью и архитектурным памятником с официальным статусом объекта культурного наследия. Шпиль Адмиралтейства с установленным на его вершине флюгером в виде корабля входит в число главных символов северной морской столицы России.

Адмиралтейство
Адмиралтейство — один из главных символов Санкт-Петербурга.

История комплекса и как происходили изменения

Адмиралтейский комплекс был построен в начале XVIII в. по замыслу Петра Первого.

Идея возведения нового кораблестроительного завода появилась у российского правителя после серии неудач, которыми заканчивались попытки вывода судов с верфей на Ладожском озере. Добраться до устья Невы им не удавалось — в первом же плавании они попадали в разрушительные штормы, которыми славится эта местность.

Для строительства новой верфи была выбрана территория напротив Петропавловской крепости. Отданное предпочтение этому местоположению было обусловлено следующими факторами:

  • ширина русла реки подходила для легкого спуска судов на воду;
  • близкое расположение выхода к Балтийскому морю;
  • нахождение кораблестроительного завода под защитой крепости;
  • возможность доставки стройматериалов как сухопутным, так и водным транспортом.

Адмиралтейство — первое строение, возведенное на левобережье реки Нева. За время своего более чем 300-летнего существования оно перестраивалось 3 раза — в период с XVIII по XIX вв.

Авторство первого варианта комплекса принадлежит Петру Первому. Здание судостроительного завода было заложено в ноябре 1704 г. В 1706 г. его возведение было завершено. В мае того же года кораблестроители уже спускали на воду первое созданное на новой верфи судно.

История Адмиралтейства
Здание Адмиралтейства является лучшим архитектурным памятником Петербурга.

Изначально Адмиралтейство (первое сооружение) представляло собой п-образную одноэтажную мазанку. Внутренняя часть постройки была обращена в сторону Невы. Первые годы существования верфи пришлись на Северную войну. По этой причине вокруг сооружения размещались фортификационные укрепления:

  • 5 бастионов с пушками;
  • рвы;
  • земляной вал.

Чтобы прилегающая территория свободно просматривалась, густой лес, окружавший постройку, был вырублен. Позже этот участок получил название Адмиралтейский луг. Он стал местом проведения массовых мероприятий. Через годы территория вокруг верфи была разделена на несколько частей — Александровский сад, примыкающий к юго-восточному фасаду, и 3 площади:

  • Дворцовую;
  • Исаакиевскую;
  • Сенатскую.

В 1709 г. по приказу Петра Первого в здании было выделено помещение, ставшее хранилищем чертежей и макетов каждого построенного на верфи судна. В 1805 г. эту коллекцию открыли для доступа в качестве выставки созданного в Адмиралтействе Морского музея. Он просуществовал до 1939 г. После этого вся коллекция была отдана Центральному военно-морскому музею.

Первая постройка верфи была возведена наспех, поэтому уже к 1719 г. быстро обветшавшему сооружению потребовался ремонт. Тогда же Адмиралтейство получило свой прославленный шпиль с флюгером.

В 1738 г. во время правления Анны Иоанновны была проведена вторая реконструкция сооружения под руководством Ивана Коробова. Адмиралтейство перестроили из камня. Общая планировка не изменилась.

Кораблик на шпиле
Кораблик на шпиле Адмиралтейства — один из символов Санкт Петербурга.

В ходе этой реконструкции архитектор Коробов едва не лишил постройку венчавшего ее судна. Особенностью проекта было понижение шпиля и замена флюгера стандартной главкой. Но эта идея не только не нашла поддержки, но и встретила резкий протест со стороны адмиралтейцев. В форме флюгера они видели символ могущества России как морской державы.

Столкнувшись с такой реакцией, Коробов решил изменить свой проект. Корабль на шпиле Адмиралтейства был оставлен на прежнем месте, а высота башни, на которой он размещается, сильно увеличена.

К началу XIX в. территория на левом берегу реки превратилась в городской центр. Здесь был построен поражавший роскошью Зимний дворец. Адмиралтейство выглядело невзрачно, хотя являлось градообразующим сооружением. Такой статус обусловлен тем, что нему напрямую ведут 3 главные улицы города:

  • Невский проспект;
  • Гороховая улица;
  • Вознесенский проспект.

Чтобы придать верфи торжественный облик, соответствующий ее значению для города и подходящий общему виду набережной, была проведена третья реконструкция по проекту архитектора Андреяна Захарова. Процесс перестройки сооружения длился 17 лет — с 1806 по 1823 гг.

Планировка частично сохранилась, но архитектурный облик и внешнее убранство полностью преобразились. Вместо убранных за ненадобностью фортификационных укреплений был создан бульвар. Вид, который имеет современное здание, появился в ходе этой реконструкции.

С 1844 г. Адмиралтейство завершило свою работу в качестве верфи, став местом размещения различных учреждений российского, а после — советского, флота. Начиная с 2012 г. в нем находится главное ведомство отечественного ВМФ. Поэтому попасть внутрь памятника архитектуры нельзя. Возможен только уличный осмотр. Строение доступно по всему периметру, что позволяет обойти его вокруг с обзорной экскурсией.

Архитектурный облик

Многие художники изображали Адмиралтейство на гравюрах, рисунках, картинах и т.д. Красота этого сооружения впечатляет, в этом можно легко убедиться даже по фото.

Главное Адмиралтейство представляет собой 3-этажное здание в архитектурном стиле русский ампир (поздний классицизм), состоящее из 2 п-образных корпусов. Протяженность строения вдоль реки превышает 400 м. По всей его длине размещаются архитектурные украшения:

  • арки;
  • колоннады;
  • портики;
  • скульптуры;
  • барельефы;
  • лепнины и т.п.

Над этими декоративными элементами работали главные отечественные мастера конца XVIII — начала XIX вв.

Центральную позицию в архитектуре комплекса занимает башня, украшенная колоннадой и аркой. Ее венчает покрытый позолотой шпиль. С левой и правой сторон от башенной арки установлены постаменты из гранита. На них размещаются скульптурные композиции, изображающие нимф, которые несут сферические Землю и Небо.

На фасаде выше арки расположены фигуры 2 Слав, парящих со знаменами в руках. Над ними находится барельеф, на котором можно увидеть, как Петр Первый принимает от морского повелителя Нептуна трезубец, символизирующий власть над водными просторами. В общей сложности внешний декор здания Главного Адмиралтейства включает:

  • 11 барельефов;
  • более 50 статуй;
  • большое количество лепнины (орнаментов, масок, венков и т.д.).

На центральной башне размещается золоченый купол с часами, над которыми находится фонарь. Выше этой части сооружения — только шпиль с флюгером.

Шпиль Адмиралтейства

Металлический шпиль с флюгером-кораблем появились на башне, которая венчает ворота судоверфи, в 1719 г. Создателем является мастер из Голландии Харман ван Болес.

Параметры сооружения

Сейчас над строением Главного Адмиралтейства возвышается башня, возведенная во время реконструкции 1738 г. по проекту Ивана Коробова. Ее высота достигает 72 метров. Из них 23 м приходится на шпиль. Такие пропорции подарили ему альтернативное название — игла.

Кораблик-флюгер

Венчающий Адмиралтейскую иглу флюгер в виде корабля причисляется к основным символам Питера — Медному всаднику на Сенатской площади и ангелу на шпиле Собора Петра и Павла. Судно, установленное на современном здании, является третьим по счету в истории сооружения. Это точная копия предыдущего, второго флюгера, который был снят в 1886 г. во время ремонта. В том же году он вошел в экспозицию Морского музея.

Флюгер весит 65 кг. Его высота составляет около 2 м. На покрытие судна ушло 2 кг сусального золота.

Загадки Адмиралтейской иглы

Вокруг шпиля Адмиралтейства и венчающего его флюгера-корабля издавна ходит множество легенд. Большинство сведений об этом символе Петербурга связано с различными тайнами и загадками. В их число входят следующие:

  1. Корабль, послуживший прообразом флюгера, доподлинно неизвестен. Среди всех судов, которые были построены на верфи до 1719 г. (т.е. времени создания флюгера), ни 1 не имеет похожего силуэта.
  2. Первый флюгер имел золотые мачты и флаги, а в его носовой части был спрятан компас, принадлежавший Петру Первому. Правда это или нет, выяснить невозможно. Флюгер пропал в 1815 г. во время ремонта.
  3. В шаре на шпиле под корабликом, также называемом «яблоком», изначально находилась шкатулка с монетами петербургского чекана (сколько их было — неизвестно). В 1928 г. при очередном ремонте в нем обнаружились только газеты, выпущенные в 1886 г. Ни ларец, ни монеты не были найдены.

Как добраться до достопримечательности

Главное Адмиралтейство находится на левобережье Невы в исторической части Санкт-Петербурга по адресу: Второй Адмиралтейский остров, Адмиралтейский проезд, дом 1. Добраться до памятника архитектуры можно общественным транспортом. Добраться сюда легко, т.к. это Центральный район города. Удобнее всего воспользоваться:

  • автобусом №7, 10, 24, 191;
  • троллейбусом №1, 7, 10, 11, 17;
  • маршрутным такси №К-252.

Выходить нужно на остановке «Адмиралтейский проспект», «Дворцовая площадь» или «Малая Морская улица».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *